Телескопы и фильтры CORONADO
Главная
Cтатьи
Что интересно наблюдать на солнце? (Научное описание, картина, репортаж)
Партитура «Прохождения Венеры» Джона Филиппа Сауса. 1883 г. Библиотека Конгресса США.

ЧТО ИНТЕРЕСНО НАБЛЮДАТЬ НА СОЛНЦЕ
Научное описание, картина, репортаж

Любителем астрономии может быть и не астроном. Это не парадокс: в результате наблюдения может появиться не только фотография, серия измерений, но и… произведение искусства.

Классическим образцом может служить поэма М.В. Ломоносова «Размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». В ней он проявляет себя как эрудированный ученый (упоминает все известные в то время теории полярных сияний), незаурядный философ, религиозный мыслитель и гениальный поэт.

7 августа 1887 года Владимир Галактионович Короленко стал свидетелем полного солнечного затмения в российской глубинке, в городе Юрьевец. Писателя заинтересовало не только редкостное зрелище, но и отношение жителей к нему и к приехавшим наблюдать его ученым. Деятели науки и их чувствительные приборы были в этих краях не меньшей редкостью, чем затмение. Все это послужило темой прекрасного рассказа Короленко «На затмении». При этом автор располагал тоже своего рода тончайшим прибором — этим прибором была чуткая, поэтичная, влюбленная в свой народ и сострадательная душа писателя. И эта душа принадлежала мастеру слова.

Вдохновившись зрелищем прохождения Венеры по видимому диску Солнца в 1882 г., американский композитор Джон Филипп Саус написал марш «Прохождение Венеры», посвятив его памяти своего великого соотечественника, физика Джозефа Генри. Музыка исполнялась при открытии статуи ученого перед зданием Смитсоновского института в 1883 г.

Есть жанр музыки — ноктюрн, — навеянный созерцанием астрономических явлений ночного неба. Ему принесли воздаяние Джон Филд, М. Глинка, П.И. Чайковский, Э. Григ, Ф. Шопен и др. Возвращаясь непосредственно к науке, следует сказать, что ценность для нее могут представить описание явления, и, конечно, изображение. Вот только два примера.

  • Морозным утром 12 февраля 1947 г. житель дальневосточного города Иман, художник П.И. Медведев писал этюд, изображавший панораму своего утонувшего в снегах городка. В 10 часов 38 минут он заканчивал картину и внезапно увидел громадный огненный шар, летящий по небу и оставляющий за собой широкий дымный след. Затем послышались громовые раскаты. Не надо объяснять, почему художник тотчас же нанес увиденное на холст. Это было падение знаменитого Сихотэ-Алинского железного метеорита, редчайшее явление природы, когда на землю обрушилось несколько сот тонн железа неземного происхождения. Но масляная картина оказалась еще более редким явлением. Оказывается, все рисунки болидов, шаровых молний, гигантских смерчей, которыми пестрят учебники и энциклопедии, делались художниками, которые сами никогда не видели того, что рисовали. Здесь же впервые художник оказался очевидцем. Картина была приобретена Комитетом по метеоритам Академии Наук России, многократно копировалась и цитировалась не только в популярной, но и в серьезной научной литературе.
  • 9 июля 1945 г. произошло полное солнечное затмение, видимое в Карелии. Несмотря на трудности послевоенного времени, астрономы смогли приехать в гор. Сортавала для наблюдений. В одном из наблюдателей счастливо соединились профессиональный астроном и квалифицированный художник. Это был Дроздов. Его картина изображает зеленые просторы озерной Карелии и северное небо, на котором разыгрывается редкой красоты космическая драма. Картина хранится в научном Музее Пулковской обсерватории, куда она была передана родственниками согласно завещанию автора.


Список можно продолжать. Уместно напомнить, что описания затмений Солнца в исторических документах неоднократно позволяло произвести датировку этих документов. С другой стороны, когда Эдмонд Галлей вычислил орбиту кометы, названной впоследствии его именем, нашлись упоминания в древних хрониках о ее прежних появлениях, что позволило уточнить период обращения кометы.

Описание занимает полноправное место среди научных методов. Есть даже отрасль науки, где описание еще недавно было одним из главных средств научного исследования — это ботаника. Название новооткрытого растения давалось по имени ученого, впервые его описавшего и зарисовавшего.

Если в прошлом описание представляло собой текст или рисунок, то со временем оно приобретает, если можно так выразиться, все большую «мультимедийность». В XXI веке это может быть цифровое фото, теле и аудиорепортаж, видеофильм, компакт-диск, DVD и даже голограмма.

  • Как же описать или изобразить объект наблюдения астроному-любителю? Разумеется, здесь очень много зависит от таланта и вдохновения, посылаемых нам Свыше. Но талант без упражнения вянет, а заряд вдохновения, упавший на сырую почву, гаснет. Если вдохновение систематически не приносит пользы, оно перестает приходить. Его приход надо ценить, и к нему надо готовиться. Рассмотрим некоторые методы такой подготовки, полезные астроному-любителю в его работе. Описание, картину, репортаж обычно приходится делать в условиях быстротекущего и неповторимого события, когда раздумывать некогда, и на исправление неудачного шага нет времени. Поэтому необходима некоторая система. Она должна быть выработана Вами заранее, апробирована и скорректирована не один, лучше — несколько раз. Система — это как каталог в библиотеке. Представьте, что Вам пришлось бы перебирать весь фонд в поисках каждой книги. Или вообразите хирурга, у которого во время операции все инструменты были бы свалены в кучу.
  • В работе полезны определенные шаблоны и штампы. Разумное использование их, как вспомогательного (но не главного и не единственного!) инструмента облегчает и делает полноценной выполняемую работу. Наверное, это имеет в виду народная мудрость, когда говорит о ком-нибудь: «он за словом не лезет в карман».
  • Невозможно выйти на взятие спортивного рекорда без тренировки, а на премьеру пьесы без репетиций. Если Вам предстоит изобразить солнечное затмение, потренируйтесь на изображении грозы, восхода солнца, шторма на море.
  • Настройтесь на многоканальность своего восприятия, чтобы одновременно улавливать несколько характеристик события. Определите заранее эти каналы и ограничьте количество их по принципу существенности, важности. Например, для описания полной фазы затмения Солнца настройтесь запомнить, что происходило:
    - Наверху, на небе
    - Внизу, на земле
    - В неживой природе
    - В живой природе
    - В начале
    - В кульминационный момент
    - В конце
  • Такой «перечень каналов» поможет Вам многое увидеть, несмотря на краткость быстротекущего явления.
  • Не откладывайте «на потом» запись пришедших во время вдохновения чувств и мыслей. При ближайшей возможности старайтесь их зафиксировать. Практика показывает, что через полчаса удачная находка забывается, хотя процесс диссипации зависит от индивидуума. По примеру Леонардо да Винчи всегда носите с собой карандаш и блокнотик или хотя бы сложенный вчетверо лист бумаги. Удобнее использовать диктофон или мобильник с функцией диктофона. В последнем случае важными являются простота включения функции и достаточный объем памяти аппарата. Диктофон предпочтительнее использовать с внешним микрофоном — при этом существенно возрастает чувствительность, становятся слышными не только голоса людей, стоящих возле диктофона, но и все звуки окружающей природы. Досадные помехи создает ветер, попадающий на микрофон — старайтесь защищать его от ветра, делайте и тотчас прослушивайте пробные записи.
  • Избегайте несущественных подробностей вроде «у меня зазвенело в левом ухе» и неопределенных выражений типа «классное зрелище!», «это было вообще!».
  • Описание сильно выигрывает, если в нем присутствуют различные ассоциации из области литературы и искусства. Необходимо только, чтобы приводимые примеры были уместны и не заумны. Прежде чем украсить речь латинским выражением или иностранной пословицей, не вредно посмотреть в словаре, что они означают. Остерегайтесь таких изречений, которые у всех «на слуху», а Вам непонятны. Так, многие любят к месту и не к месту употреблять выражение «внести лепту». Напомню, что это выражение по своему смыслу несколько насмешливо, уничижительно: лепта была самая мелкая в мире монета во времена, когда эта поговорка возникла. Поэтому говорить «Я внес свою лепту» — допустимо, хотя и звучит несколько манерно. Но применять по отношению к другому человеку ее — нетактично, если, конечно, Вы не хотите его высмеять или унизить. Однажды Зам. Министра путей сообщения, выступая по Центральному телевидению по случаю окончания строительства Байкало-Амурской магистрали, сказал: «Мы тоже внесли свой вклад в общую лепту». Что такое «лепта» он знал неуверенно, но был уверен, что ввернуть это словечко — престижно… и попался! Помните, что самый надежный способ казаться умным, это быть им.
  • Составьте себе сценарий или план. Не беда, если реальное течение событий будет отличаться от плана, это отличие можно «обыграть», использовав как сюжетную завязку: «Я был уверен, — напишете Вы, например, — что во время солнечного затмения настанет кромешная тьма, и даже запасся фонариком. Каково же было мое удивление, когда оказалось возможным во время полной фазы читать мелкий книжный шрифт. Но самым удивительным было то, что этот полусвет делал все вокруг каким-то особенно разноцветным. Мне вспомнилось первое потрясение от зрелища белой ночи в Санкт-Петербурге, когда весь мир стал, если можно так выразиться, гораздо более цветным, чем днем. Это день белый, а ночь — цветная! — хотелось крикнуть мне».
  • Не растекайтесь мыслью по древу. Увлекшись описанием частностей, не упус¬тите целого. Постарайтесь выявить главное. Наметьте главное, составляя сценарий.
  • Помните, что Ваша цель — не описывать чувства, охватившие Вас, а вызвать подобные чувства у читателя, зрителя, слушателя. Можно сколько угодно говорить «от страха волосы мои встали дыбом», — слушатель будет равнодушно зевать. Нет ничего проще, чем написать «я вздрогнул от неожиданности», попробуйте сделать, чтобы от неожиданности вздрогнул читатель!
  • Учитесь у классиков. Читайте описания, сделанные известными учеными, путе¬шественниками, литераторами. В роли таковых могут послужить описания подводного путешествия в батисфере Вильяма Биба и Отиса Бартона, произведения таких знаменитых путешественников, как Ален Бомбар, Тур Хейердал и многие другие. Интересны повести Рокуэла Кента «Курс N by E», «В диком краю», «Саламина».
  • Прекрасна книга «Приключения молодого натуралиста» Люсьена Биара в замечательном переводе писательницы Марко Вовчок. Среди отечественных мастеров за образцы для подражания можно взять М. Пришвина, того же В.Г. Короленко. Интересны советы по ораторскому искусству выдающегося адвоката и писателя А.Ф. Кони — я намеренно избегал хорошо известных примеров, таких как произведения А.С. Пушкина или Н.В.Гоголя. Не бойтесь подражать мастерам, бойтесь подражать бездарности. Подражание шедеврам — кратчайший путь к выработке собственной индивидуальности.
  • Полезно вести дневник. Почему? Прежде всего, дневник держит Вас постоянно «в спортивной форме». Кроме того, он позволяет Вам сохранить дополнительные сведения о времени, месте и обстоятельствах — второстепенные детали, которые могут быть нужны в работе над основным произведением. В-третьих, он фиксирует полезные размышления, анализ, нечаянно приходящие удачные мысли, которые были бы просто забыты в повседневной суете. И, наконец, формулируя мысль для занесения ее в дневник, мы упорядочиваем впечатления и выводы в нашем собственном сознании. Записи по мере надобности сопровождайте рисунками.
  • Хорошим дополнением к дневнику является миниатюрный фонарик. В частном случае — при наблюдении солнечного затмения или ночных астрономических явлений — необходимость его понятна без объяснений. Но я имел в виду и другое. Фонарик позволяет, например, не беспокоя соседей, «побеседовать с дневником» вечером перед сном, занести памятную запись ночью, сделать это в вагоне поезда, в гостинице, в палатке. Лучше всего использовать фонарик, дающий не направленный, а рассеянный свет. Можно снабдить его матовым стеклом, пластиком либо просто прикрыть бумажным платочком, белой салфеткой и т.п.
  • Используйте мощный стимул конкуренции. Хорошо договориться с другом или подругой, а может, с 2-3 друзьями делать описания одновременно и, по возможности, независимо, с целью сравнить впоследствии результаты работы. Такой проект, во-первых, придаст каждому дополнительные силы и способности к работе, а во-вторых, собранные вместе, ваши произведения заиграют новыми красками, взаимно обогатят и дополнят друг друга. Можно сделать коллективный альбом, выставку картин, фильм, интернет-сайт, презентацию, книгу и т.п.

Эдуард В.Кандрашов

Все права на информацию о телескопах CORONADO,
размещенную на сайте www.coronado.ru, принадлежат корпорации "Пентар"

Статьи
Обзор хромосферного телескопа Coronado SolarMax II 60
Что интересно наблюдать на солнце? (Научное описание, картина, репортаж)
Что интересно наблюдать на солнце? (Наблюдение хромосферы и протуберанцев без узкополосного фильтра)
Что интересно наблюдать на солнце? (Измерение поглощения света в атмосфере Солнца)
Что интересно наблюдать на солнце? (Исследование гравитационного выравнивания космического тела)
Что интересно наблюдать на солнце? (Частное и кольцеобразное затмения солнца)
Что интересно наблюдать на солнце? (Наблюдения протуберанцев)
Что интересно наблюдать на солнце? (Рождение новой активной области
«в хвосте» старой)
Что интересно наблюдать на солнце? (Cпиральность пятен)
Что интересно наблюдать на солнце? (Крутильные колебания пятен)
Что интересно наблюдать на солнце?
(Белая вспышка)
Что интересно наблюдать на солнце? (Молнии при образовании моста)
Что интересно наблюдать на солнце? (Cвечение тени пятна)
Что интересно наблюдать на солнце? (Секрет Жансена)
Что интересно наблюдать на солнце? (Профессионалы VS любители)
Что такое PST? (часть 4)
Что такое PST? (часть 3)
Что такое PST? (часть 2)
Что такое PST? (часть 1)
MEADE
Телескопы Meade
c высоким уровнем
автоматизации управления
Торговые марки MEADE, CORONADO используются с разрешения их владельцев.
Copyright ©2005-2017 Pentar